3 июн. 2015 г.

Общеукрепляющая, утром отрезвляющая...

Штришок из детства... В родном доме стоял неизвестно как сохранившийся с довоенных еще времен радиорупор. Это, в самом деле, был рупор, широкий конус из пожелтевшего ветхого картона. Позади рупора находился большой подковообразный магнит. От трансляционной розетки к радиорупору шел шнур. В розетку рупор был включен раз и навсегда, и потому работал с 6 утра и до 12 ночи.

Без пяти шесть исполнялся гимн Советской Украины, а в шесть часов - гимн Союза.. Мелодия украинского гимна мало отличалась от музыки Александрова, а вот слова у него были.

Гимн же Советского Союза исполнялся без слов. Это было уже после 22-го съезда КПСС, когда культ личности был развенчан. Посему слова второго куплета о том, что "нас вырастил Сталин" стали неприличными, и их не пели. А третий куплет, про то, что "мы армию нашу растили в сраженьях", перестали петь еще раньше. Поскольку второй и третий куплеты к исполнению разрешены не были, то и первый куплет про "союз нерушимый республик свободных" тоже не пели.

После гимна были последние известия, а потом включался бодрый мужской голос: "Доброе утро, товарищи! Начинаем урок утренней гимнастики. Урок ведет преподаватель Гордеев, музыкальное сопровождение - пианист Родионов".

Это повторялось ежедневно и потому врубалось в память едва ли не на подсознательном уровне. Как детский стишок. Да это, впрочем, и стало для меня как детский стишок, как стишок из детства, как штришок детства...

"Утренняя гимнастика" была ветераном передач советского радио. Она впервые прозвучала 2 января 1929 года, и оказалась, таким образом, первой радиопередачей по физической культуре. С перерывом на годы Великой Отечественной войны "Утренняя гимнастика" передавалась каждый рабочий день по утрам вплоть до конца 1980-х годов, до развала Советского Союза.

Почему утренняя гимнастика была окружена таким почетом, что ее передавали по радио в течение почти 55 лет?

Ответ на этот вопрос довольно прост. Всю свою историю страна Советов готовилась к войне. Наш бронепоезд стоял на запасном пути, а армию, как уже было сказано, растили в сраженьях. На армию так или иначе замыкалось все народное хозяйство. С другой стороны, на нее возлагались серьезные воспитательные задачи. Она и тело должна была укреплять, и душу ковать, и ошибки родителей и общества исправлять. А как же иначе? Ведь провозглашалось что народ и армия едины.

Всеобщую воинскую обязанность не советская власть придумала. Она была введена во времена Великой французской революции, и показала свою пригодность в ходе наполеоновских войн. В течение 19-го века наемные армии сменились армиями национальными, набираемые из граждан соответствующих государств. Даже фраза из советской Конституции о том, что служба в армии является почетной обязанностью каждого гражданина была сформулирована еще в 19-м веке.

Переход на новый способ формирования вооруженных сил заставил офицеров по-другому относиться к солдатам. Раньше их главные усилия были направлены на то, чтобы не дать этому сброду разбежаться, погнать их в бой, а дальше - что будет, то будет. Теперь же в казарме находились граждане того же государства, которых ни пороть, ни - в случае неповиновения - убивать было нельзя. Как же поддерживать дисциплину?

Любой грамотный офицер знает, что солдат ни в коем случае не должен бездельничать. Пусть он хоть траву зеленой краской красит, но будет постоянно занят работой. Любой работой, но лучше, конечно, полезной. А что может быть полезнее для солдата, чем повышение своей боеспособности? А потому физической подготовке во всех регулярных европейских армиях уделялось важное место.

Основателем системы физической тренировки солдат во французской армии, которая получила название "французской гимнастики", был, однако, не француз, а испанец Франсиско Аморос (Francisco Amorós) (1770 – 1848). Во время наполеоновских войн в Испании, Аморос поддерживал французов. Поэтому после поражения Наполеона он эмигрировал во Францию. Здесь в 1817 году Аморос открыл школу гимнастики, которая могла бы подготовить молодых французов к армейской службе.

Гимнастика Амороса была военно-прикладной. Она включала ходьбу и бег, прыжки, плавание, стрельбу, фехтование, переноску тяжестей и даже верховую езду. Все упражнения проводились в условиях "приближенных к боевым". Бег происходил по пересеченной местности, в военной форме с оружием или без него. Плавание и ныряние тоже практиковались в одежде и с оружием. Переноска тяжестей имитировала переноску раненого. Подготовительные упражнения, проводившиеся, как правило, по утрам, должны были учить солдат действовать в строю, чувствовать окружение своих товарищей. Эти упражнения сопровождались музыкой и строевым пением. Вот откуда пошла мода на совместную утреннюю гимнастическую разминку под музыку!

Как ни странно, французам гимнастика Амороса по вкусу не пришлась. Многолетние войны утомили народ и снова готовить своих детей к новым битвам никто не хотел. За границей "французская гимнастика" привилась гораздо больше, чем собственно во Франции. Военные во многих европейских странах популяризировали эту систему физического воспитания, надеясь на то, что ее внедрение приведет в армию более здоровых и умелых новобранцев.

В Советском Союзе идеи массовой физической культуры (и массовой военной подготовки тоже) расцвели пышным цветом. Парады физкультурников на Красной площади проводились регулярно и выглядели вдохновляюще. Заставить всю страну в один и тот же утренний час заниматься физическими упражнениями - в этом было что-то величественное.

Первые занятия физкультурой по радио вела диктор Ольга Сергеевна Высоцкая. Потом почти пятьдесят лет в эфире звучал голос Николая Лаврентьевича Гордеева (1915-1982), ставший, можно сказать, визитной карточкой передачи. Гордеев был методистом Центрального Института Физкультуры. Поэтому комплексы упражнений, которые менялись еженедельно, он подбирал очень грамотно. Помогала ему в этом Галина Фёдоровна Дьякова. Утренняя гимнастика реально способствовала укреплению здоровья. Случается, что и в наше время некоторые предпочитают делать утреннюю зарядку под винтажные советские записи, которые можно скачать из Интернета. Даже спустя 50 лет старый добрый советский фитнес приносит пользу.

Но ведущий радиопередачи должен, кроме того, мастерски владеть голосом. Это у Николая Гордеева тоже получалось. Голос его звучал четко и громко, по-командирски. С другой стороны, он знал, выполнение каких упражнений может вызвать у слушателей затруднения и зараннее предупреждал их об этом. По ходу зарядки ведущий то и дело, немного отвлекался сам и отвлекал слушателей, сообщая им интересную информацию.

Знаменитая песня В.Высоцкого про "Утреннюю гимнастику" была незлой пародией на "десятиминутку здоровья", которой начиналась каждое советское радиоутро, и дает точное представление о самой предаче. Об этом скажут все, кто начинал свой день под бодрый голос Николая Гордеева в музыкальном сопровождении пианиста Родионова.


"Родионов" - это был студийный псевдоним. Настоящая фамилия аккомпаниатора была Родин. Валентин Васильевич Родин (1910 - 1980). Он был профессиональным пианистом, закончившим класс фортепиано в Московской консерватории. "Серьезной" работы классического сольного пианиста у Валентина Васильевича не получилось, хотя он и сочинил несколько музыкальных пьес и песен. Их, кстати, можно отыскать в Интернете. Но импровизационный талант и умение "на лету" подстраиваться под исполнителя пригодились в работе аккомпаниатором. Валентин Родин объездил с концертами весь Советский Союз, побывал во многих зарубежных странах. Свою работу в качестве аккомпаниатора "Утренней гимнастики" он не афишировал, отсюда и псевдоним "пианист Родионов"

Всесоюзная утренняя радиогимнастика изначально предназначалась для массового обольщения юных и спортивных слушателей. Но довольно скоро преподаватель Н.Гордеев и пианист Родионов стали любимцами людей предпенсионного и пенсионного возраста. Эти люди, столкнувшись с достижениями советской медицины и разочаровавшись в них, поверили в могущество упражнений с гантелями и "общепримиряющего" бега на месте. Утренняя десятиминутка здоровья оказалась самой безобидной из советских тоталитарных затей. Она заставляла граждан СССР упражнять тело, но не засоряла мозги. Может быть, поэтому В.Высоцкий, хоть и посмеялся над утренней гимнастикой, но посмеялся беззлобно.

Он, тридцатилетний, вполне мог посмеяться над всей этой физической культурой, здоровье еще позволяло. К тому же это был один из немногих счастливых случаев, когда его песни совершенно официально звучали со сцены в спектакле известного московского театра, Театра сатиры.

По сюжету пьесы «Последний парад» моряки возвращаются в родной порт после долгого плавания. Наутро, после доброй пьянки с друзьями, они решают не опохмеляться, а заняться физической культурой. Включают радио, и из приёмника звучит голос Высоцкого: «Вдох глубокий, руки шире...»

Кстати, эта его песенка – единственная память о том, что утро каждого рабочего дня в Советском Союзе начиналось с бодрого призыва: "Выпрямитесь, плечи слегка назад... голову повыше... вдохните... на месте шагом марш!"

Статья опубликована на сайте Школа жизни
и в ЖЖ

Статья опубликована на сайте Школа жизни
Полезные ссылки:

  1. Биография Франсиско Амороса на Википедии (фр.)
  2. Французская гимнастика для военных
  3. День рождения утренней гимнастики
  4. Утренняя гигиеническая гимнастика для мужчин 
  5. Полька, сочиненная пианистом Родионовым (Валентином Васильевичем Родиным)
  6. Две записи певицы Екатерины Орленевой. Аккомпаниатор Родионовем
  7. Немного из биографии пианиста
  8. Советский документальный фильм о производственной гимнастике\
  9. Милое исполнение песни В.Высоцкого про утреннюю гимнастику 
  10. Народные гуляния, за чашкой чая. Еще немного ностальгии
  11. Диктор Гордеев похоронен на кладбище в городе Долгопрудном под Москвой

Комментариев нет:

Отправить комментарий