Кто такие прерафаэлиты?

Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит
Вторая половина 19-го века в художественном искусстве ознаменовалась появлением новых художественных тенденций. Эти тенденции выражали, в основном, молодые художники.

Почему новая живопись, ломавшая старые традиции, стала уделом молодых, понятно. Рынок изобразительного искусства был довольно тесен. Молодые художники были плохо известны потенциальным заказчикам. По этой причине они не могли претендовать на получение крупного заказа. Никто не рискнул бы заплатить крупную сумму денег за картину или скульптуру художнику, имя которого ничего не говорит широкой публике. Получался замкнутый круг. В него следовало включаться, кружа в течение многих лет по салонам и выставкам, постепенно обрастая знакомствами или покровителями.

Но был и другой вариант. Разорвать сложившийся порядок вещей, устроить большой скандал (естественно, только среди любителей искусства), стать благодаря этому скандалу известными и создать тем самым свой круг почитателей, готовых оплачивать новое течение в искусстве. Этот вариант более подходил бедным, молодым и нетерпеливым творцам. Переиначивая слова «Коммунистического манифеста», терять им было нечего, а в случае успеха они приобретали новый мир, который бы вращался вокруг них.

По этой причине молодые художники бунтовали против уже установившихся, академических, традиций, пытаясь предложить миру свой, новый, взгляд на мир и манеру изображения этого мира. Надо сказать, что технические предпосылки к этому уже имелись. Среди прочего, 19-й век был веком химии, а одной из важных продукций химической отрасли были красители.
Развитие органического синтеза привело к появлению самых разнообразных красителей. Количество красок на палитре художников возросло в разы. Как же не использовать это художественное богатство.

Пожалуй, первый «бунт» молодых художников состоялся в Англии в 1849 году. За год до этого два студента Королевской академии художеств, Холман Хант (William Holman Hunt; 1827 — 1910) и Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti; 1828 — 1882), познакомились на ежегодной академической выставке. Россетти пишет картину «Юность Девы Марии» и Хант помогает ему закончить эту работу, которая была выставлена в 1849 году. Вскоре к друзьям присоединился Джон Эверетт Милле (John Everett Millais; 1829 — 1896). Милле был своеобразным чемпионом среди учащихся Академии. Он стал студентом, когда ему было всего 11 лет.

Троица друзей обнаружила, что они не только любят живопись, но также и считают, что современную им английскую живопись следует вывести из тупика, предложив и новые темы, и новые краски. Целью, к которой необходимо стремиться, юные художники выбрали раннюю итальянскую живопись, простую и искреннюю, какой она была, по их мнению, до появления в ней Рафаэля. Поэтому и свой кружок они назвали Братством прерафаэлитов.

Хант, Милле и Россетти заявили, что они не хотят отвлеченной красоты в изображении природы и людей. Все следует рисовать с натуры, а не по канонам! И круг тем следует расширить. Хватит изображать «образцовые» и достаточно условные мифологические, исторические и религиозные сюжеты!

Кроме того, следуя своему принципу все писать с натуры, прерафаэлиты смело выбирали друзей и родственников в качестве моделей. На картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру. На картине «Изабелла» были легко узнаваемые портреты друзей и знакомых Милле. Королеву могли нарисовать с продавщицы, для картины Россетти «Леди Лилит» ему позировала проститутка.

Три первые картины прерафаэлитов, «Юность Девы Марии», «Изабелла» и «Риенци» были выставлены в 1849 году. Зрителям очень понравилась светлые и яркие краски, оживлявшие картины, придававшие им даже несколько необычную контрастность. Это произошло благодаря новой технике живописи, применяемой прерафаэлитам. В то время живописцы наносили на холст контуры картины битумом, а потом закрывали рисунок масляными красками. Из-за этого все изображение получалось темным и мутным. Прерафаэлиты же после того, как намечали на загрунтованном холсте композицию, накладывали на этот рисунок слой белил. Потом промокательной бумагой из белил удаляли масло, после чего по полученному белому слою писали полупрозрачными красками. Картины получались необычайно свежими и яркими. Более того, живопись прерафаэлитов оказалась очень долговечной и до нашего времени дошла практически в первозданном виде.

На всех первых картинах в деталях мебели или архитектуры были спрятаны символы новоорганизованного братства, буквы PRB (Pre-Raphaelite Brotherhood). Все три выставленные картины молодых художников были удачно проданы Это было хорошее начало, то есть по поговорке — «половина дела».

Но следующая картина, «Благовещение» Россетти, была признана критиками и зрителями возмутительной. Художник нарушил сразу несколько канонов. Картина выглядела слишком по-земному, слишком реалистично. Дева Мария испугана, она отшатывается от ангела, который сообщает ей о том, что ей предстоит. Основным цветом на картине был белый, в то время как было принято цветом Богородицы считать голубой цвет.

Еще одна картина, «Христос в плотницкой мастерской», нарисованная Милле, подбросила новые поленья в костер протестующих критиков. Наглые художники, претенциозный реализм, кощунство – таковы были обвинения. Кстати, одним из обвинителей был Чарльз Диккенс. А все из-за того, что художник изобразил эпизод из детства Иисуса Христа совсем не в возвышенных тонах, а как картинку из реальной жизни. Святое семейство предстало перед зрителями, как обыкновенные труженники. Более того, образцом обстановки комнаты для Милле послужила настоящая плотницкая мастерская, а портретом плотника Иосифа был портрет его отца. Картина вызвала такие споры, что они дошли до королевы Виктории. Она попросила представить картину в Букингемском дворце, чтобы она сама могла составить о ней представление.

Скандал? Скандал!

Но на защиту молодых художников стал весьма влиятельный, хотя и молодой критик Джон Рёскин (John Ruskin; 1819 — 1900). Он отметил, что художники – совсем не безграмотные мазилки, а обладают и мастерством, и необычным взглядом на мир, что не менее важно. По его мнению прерафаэлиты заложили в Англии основы самой благородной художественной школы, которая являлась миру за последние три сотни лет.

Кроме того, Рёскин купил несколько картин Габриэля Россетти, что было для того немалой материальной поддержкой. Он же взял под опеку Милле, которого сразу же оценил, как выдающийся талант.

Фредерик Лейтон «Пылающий июнь» 
Благодаря высокой оценке и поддержке Рёскина, к прерафаэлитам пришло признание. Они вошли в моду, их стали покупать. Их охотно выставляют в Королевской академии и даже на Всемирной выставке 1855 года в Париже.

Но признание братства прерафаэлитов стало началом его конца. Постепенно дороги троицы расходятся. В 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств. Холман Хант уехал на Ближний Восток. Россетти начал много и интересно иллюстрировать Шекспира и Данте.

Кружок распался, но новые веяния в английском искусстве подхватили другие художники. В первую очередь, прерафаэлизм оказал влияние на прикладное искусство. Появились интересные образцы мебели, архитектуры, декоративного искусства. В стиле прерафаэлизма, характеризующегося четкостью рисунка и яркой красочности стали оформляться книги и выполняться иллюстрации. Повлияли идеи прерафаэлизма и на английскую архитектуру.

Особенно запоминаются женские портреты, выполненные прерафаэлитами и их последователями. Я, например, впервые узнал о прерафаэлитах, увидев роскошную картину, считающуюся лучшей в творчестве художника Фредерика Лейтона (Frederic Leighton; 1830 — 1896) «Пылающий июнь» («Flaming June»). И хотя Лейтон считается представителем академической живописи, но влияние на него искусства прерафаэлитов несомненно.

Более того, прерафаэлизм считается первым течением в британском искусстве, которое смогло достигнуть мировой славы.

Статья опубликована на сайте Школа жизни
и в ЖЖ

Статья опубликована на сайте Школа жизни
Полезные ссылки:

  1. Прерафаэлиты в Википедии
  2. Прерафаэлиты
  3. Три редкие картины Россетти
  4. Прерафаэлиты в Контакте
  5. Прерафаэлиты в Youtube  


Комментарии