Чем прославился Владимир Шухов? Часть 1. Роман с математикой

В конце 1940-х годов в Советском Союзе началась дурацкая погоня за российскими приоритетами во всех областях науки и техники. Дурацкой была она в первую очередь по результатам, которые, в конце концов, разошлись на анекдоты и мемы типа «Россия – родина слонов». Дурацкой была она еще и потому, что ее замешали на дурно пахнущей смеси русского национализма и классового подхода. Не будь этого, вероятно, не пришлось бы придумывать крепостных-воздухоплавателей и мифических изобретателей паровоза с Урала. Потому что у России всегда имелось достаточно творцов, которыми можно было гордиться во всемирном масштабе. Например, петербургским академиком, родившимся в Швейцарии, Леонардом Эйлером или гениальным инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым (1853—1939), происходившем из дворянской семьи.
Из полуторавековой дали жизнь российских дворян до революции кажется нам завидной и красивой. Балы, красавицы, лакеи, юнкера…
Из всего этого привлекательного набора в городке Грайвороне Курской губернии, где появился на свет Владимир Шухов, имелись только красавицы, да и тех немного. С балами, лакеями и собственными кучерами было хуже. Денег у местного дворянства водилось не много. Впрочем, жизнь в этом южном степном краю была недорогая.
Отец Владимира Шухова занимал в Грайвороне должность, прославленную в русской литературе. Он был городничим. Городничий – это единоличный начальник уездного города. Городничими обычно назначались отставные военные или статские, имевшие чин 7-го или 6-го класса по табели о рангах (коллежские или надворные советники соответственно) Должность эта, если не брать взяток, подобно герою гоголевского «Ревизора», неплохо обеспечивала жизнь семейства в провинции. Но когда в 1856 году Шуховы переезжают в Санкт-Петербург, деньги уже приходилось считать.
Именно поэтому Владимир Шухов по окончании гимназии поступает не в Санкт-Петербургский университет, а в Московское высшее техническое училище. Во-первых, обучение здесь было дешевле. А во-вторых, в те годы, когда вся Россия начала покрываться сетью железных дорог, карьера инженера становилась предпочтительнее карьеры университетского профессора, не говоря уже о карьере государственного чиновника, которая для Владимира Григорьевича была малоперспективна, ибо знакомых в верхних эшелонах власти Шуховы не имели. Ну, и наконец, в-третьих, Владимир Шухов любил предметы конкретные и науки точные. Например, математику.
Высшее техническое училище тогда еще было Императорским и понятия не имело о том, кто такой Н. Э. Бауман, чьим именем оно будет названо в советское время. Между тем, учебное заведение это было достойное. Подготовка будущих инженеров основывалась на обширном курсе математики и теоретической механики. Теоретическую механику, кстати, читал доцент Н. Е. Жуковский, будущий «отец аэродинамики».
Надо сказать, что во время учебы у Владимира Шухова начался настоящий роман с математикой. Кому-то эта дама кажется сухой и бездушной. Но умелому – все пути открыты. В последней трети 19-го века еще не многие будущие инженеры понимали, каким важным становится в их ремесле виртуозное владение математическим анализом. На подходе были абсолютно новые, еще не опробованные на практике, механизмы и конструкции. Можно, конечно, строить их, руководствуясь чутьем, совершая, как писал А. С. Пушкин, «ошибки трудные» и анализируя эти ошибки для того, чтобы на следующем же шагу сделать ошибки новые. Но, оказалось, большей части дорогостоящих ошибок можно избежать, если не манкировать математическими расчетами. Именно в это время в арсенале инженера появилась логарифмическая линейка. И едва ли не сто лет она в этом арсенале пребывала.
Все дальнейшие успехи инженера Владимира Шухова были следствием его фундаментальной математической подготовки.
Но инженер – профессия практическая. В учебный курс входила обязательная реальная работа в разнообразных мастерских: токарной, слесарной, кузнечной, модельной, литейной... Постижение рабочих специальностей, так сказать.
Приучали студентов и к тому, что инженер должен обладать не только цепким умом и умелыми руками, но и деловой хваткой. Уметь продать и свой ум, и свои умелые руки, а главное, плоды своих мыслей вместе с делом рук своих. Первое свое изобретение Владимир Шухов сделал в ходе написания дипломного проекта. Темой проекта была специальная паровая форсунка для распыления в топке мазута.
В чем была прелесть изобретения? Мазут – тяжелая фракция, получавшаяся при перегонке нефти. Теоретически мазут мог быть очень выгодным топливом. Но поскольку он очень густой, зажечь его было совсем непросто. Поэтому мазут не использовали в качестве топлива, а попросту выливали в водоемы или же в специально вырытые котлованы, которые тоже загрязняли природу. В форсунке конструкции Шухова мазут распылялся с помощью пара высокого давления. Получившаяся в результате мазутно-паровая взвесь прекрасно горела!
Дипломная работа была защищена патентом (первым, но далеко не последним патентом В. Г. Шухова) и получила высокую оценку преподавателей. В 1876 году В. Г. Шухов с отличием закончил училище. Он был также премирован поездкой в США, на Всемирную выставку, которую в том году впервые проводили в США, в Филадельфии.
Эта поездка была не только интересной, но и полезной в том смысле, что определила ход дальнейшей жизни юного инженера. Группу гостей из России сопровождал американский инженер русского происхождения Александр Вениаминович Бáри (1847—1913). Через год он приехал в Россию, осел здесь, оставаясь гражданином США, и организовал «Техническую компанию инженера Бари», первую в стране инжиниринговую компанию.
Чем занимаются инжиниринговые компании? Они специализируются на оказании инженерно-технических услуг. Берут на себя проектирование и строительство производственных объектов, занимаются поставкой, установкой и наладкой оборудования, ведут монтажные работы, осуществляют технический надзор и инженерное сопровождение проектов. В общем, инженерная работа в самом ее чистом виде.
Одним из первых заказчиков у фирмы Александра Бари оказалась компания «Братья Нобель», среди основателей которой был и знаменитый Альфред Нобель, «укротитель» нитроглицерина и основатель Нобелевской премии. Компания «Братья Нобель» занималась добычей нефти на Апшеронском полуострове. Будучи знакомым с В. Г. Шуховым, А. Бари пригласил молодого инженера на работу. С 1877 по 1880 год Шухов живет и работает в Баку. Здесь, под сухим жарким солнцем, Шухов вылечил начинавшуюся было у него чахотку. А кроме того, здесь он сделал несколько новаторских изобретений, начав свой новый роман, роман с нефтью.




Статья опубликована на сайте Школа жизни
и в Живом Журнале
Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:
  1. Гиперболоид инженера Шухова
  2. Бизнесмен Александр Бари
  3. Александр Вениаминович Бари
  4. Умный бизнес инженера Бари
  5. Леонид Ипполитович Арнаутов, Яков Карпович Карпов. Повесть о великом инженере. — М.: Московский рабочий, 1978. — 240 с
  6. Труды и дни инженера В.Г.Шухова
  7. Творческое наследие В. Г. Шухова
  8. Человек-фабрика

Комментарии