Почему горы Мекензиевы, а курган Малахов?

К северу от Севастополя поднимаются невысокие Мекензиевы горы. «Иностранная фамилия» этих гор явно шотландского происхождения удивляет всех, кто узнает о них впервые. Откуда здесь было взяться шотландцам?
Все оттуда же, с государевого флота. Фома Фомич Мекензи, который дослужился от мичмана до контр-адмирала, до поступления в русскую службу звался, конечно, Томасом Маккензи (Thomas MacKenzie; 1740 —1786). Главным делом его жизни оказалось основание Севастополя.
Ну, это с нашей точки зрения. А для контр-адмирала Мекензи строительство новой гавани пришлось уже на завершение военно-морской карьеры. А самой славной своей баталией он, без сомнения, считал участие в Чесменском сражении.
Сражение это произошло во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Черное море еще было внутренним морем Османской империи. Русские корабли робко осваивали Азовское море. Зато русская эскадра под командованием Алексея Строганова пришла в Средиземное море из Балтики, обойдя  вокруг Европы. Боевые корабли стали на стоянку в итальянском порту Ливорно и принялись оттуда совершать рейды к турецким берегам, всерьез задирая флот османов. 5—7 июля 1770 года в Эгейском море в районе бухты Чесма неподалеку от острова Хиос состоялась большая морская битва. В ходе Чесменской битвы были сожжены 15 турецких линейных кораблей. Капитан-лейтенант Фома Мекензи командовал одним из кораблей-поджигателей, брандеров, был ранен в бою и награжден орденом святого Георгия 4-й степени, а также произведен в капитаны 2-го ранга.
В июле 1783 года Мекензи – уже контр-адмирал – принял командование эскадрой, в которую входило 9 фрегатов и несколько мелких служебных судов. Эти суда, раннее приписанные к Азовской флотилии, должны были в скором времени превратиться в Черноморский флот. 3 июня 1783 года корабли под командованием Мекензи вошли в Ахтиарскую бухту, где был заложен новый город, будущий Севастополь.
Ахтиарская бухта – глубоководная, протяженная и разветвляющаяся замечательно подходила для корабельной стоянки. По приказу Мекензи моряки вырубили лес, спускавшийся к воде, и начали строительство адмиралтейства, казарм, жилых домов, госпиталя и церкви. Для строительных нужд неподалеку были устроены каменоломни и налажено производство извести. Новый город получался красивый, белокаменный.
Строить новый город – для этого нужно особое умение. Фома Мекензи такое умение показал. На берегах бухты возник вполне самодостаточные военный порт и поселение при нем. В 1784 году указом императрицы Екатерины II новый город был назван Севастополем. В переводе с греческого языка это название означало «императорский город». Сама Екатерина посетила Севастополь в конце мая 1787 года, когда первостроитель уже скончался. Незадолго до смерти князь Потемкин подарил Фоме Мекензи дачу в горах на северном берегу Севастопольской бухты.  Так эти горы стали называться Мекензиевыми.
По иронии судьбы через 70 лет после того, как шотландец Мекензи основал для Российской империи новый город на Черном море, город этот штурмовали английские солдаты, а вместе с ними также солдаты французские и турецкие. Происходило это во время войны, которую в Европе называли Восточной. Мы называем ее Крымской. Главным сражением в этой войне была оборона Севастополя.
Ключевой же битвой в ходе обороны Севастополя была оборона Малахова кургана. Курган этот находится вдали от моря и защищает восточные подступы к городу. Эта возвышенность, как и многие горы в районе Севастополя, по форме своей несимметрична. Склоны кургана, направленные в сторону моря более пологие, а противоположная сторона довольно крутая. Подобное строение гор связано с геологией данного региона. Кстати, Макензиевы горы имеют такую же асимметричную форму.
Малахов курган находился на окраине тогдашнего города. Название это впервые появилось на генеральном плане Севастополя в 1851 году. Высота кургана достигала 97 метров, и подняться на его плоскую вершину даже с более пологой стороны было совсем непросто.
Почему курган получил такое название? По имени капитана Михаила Михайловича Малахова, который перебрался в Севастополь из Херсона в 1827 году. Он поселился на Корабельной, южной, стороне Севастопольской бухты, на краю города, у подножия кургана, до того времени безымянного.  Капитан Малахов командовал ротой 18-го рабочего экипажа. Поскольку к подчиненным он относился справедливо и не зверствовал, среди нижних чинов о нем пошла хорошая слава. Капитана Малахова знали все, где находится его дом, тоже было известно всем соседям: там, на кургане. Так постепенно курган приобрел собственное имя. С этим именем он и вошел в историю, как место жестокой и решительной битвы за Севастополь, продолжавшейся 11 месяцев.
Малахов курган был практически не защищен. Это не удивительно. Город и порт, совершенно естественно, ожидали нападения с моря. Туда были направлены орудия бастионов. С суши же, из России, кто может напасть на город?
Но ход войны сложился так, что удар по Севастополю пришелся именно с этой стороны. Дело в том, что когда война разразилась, оказалось, что русские корабли, деревянные, с парусной оснасткой, не могут конкурировать с англо-французским флотом, составленным в основном из стальных пароходов. Поэтому было принято решение затопить корабли на входе в Севастопольскую бухту, чтобы вражеские суда не смогли в нее войти. Экипажи затопленных кораблей должны были, обороняя город, сражаться на суше.
В свою очередь, англо-французские войска тоже изменили тактику. Главный удар по морской крепости было решено нанести не с моря, а с суши. Войска союзников высадились в районе Евпатории (северо-западнее Севастополя) и быстрым маршем двинулись к городу, надеясь захватить его с ходу.
На Малаховом кургане были срочно возведены укрепления, построены временные редуты. Кроме того, русским повезло. Англичане и французы не думали, что город с этой стороны практически не укреплен и на атаку с ходу не решились, опасаясь больших жертв. В результате быстрого штурма не получилось, осада растянулась на долгие одиннадцать месяцев. Кровопролитных месяцев. Севастополь несколько раз подвергался разрушительным артиллеристским обстрелам, как с кораблей, так и с суши.
Осаждающим тоже было нелегко. Их косили холод и болезни. За время осады огромное количество солдат погибло от холеры. От холеры же скончался командующий французскими войсками генерал Сент-Арно.
8 сентября, когда после жестокого артобстрела смолкли орудия Малахова кургана, начался решительный штурм. Через полчаса французские войска овладели Малаховым курганом. После этого оборонять город уже не представлялось возможным. Русские войска оставили Севастополь, перейдя ночью на северную сторону бухты по наведенному понтонному мосту. Сам город был подожжён. Отступающие затопили военные суда, которые стояли в бухте и взорвали пороховые погреба. Из-за того, что повсюду гремели взрывы, союзники не стали преследовать отступавших, опасаясь того, что город заминирован. В развалины Севастополя победители вступили только через 3 дня.
Всех павших в последнем штурме Малахова кургана, и российских солдат,  и французских солдат похоронили вместе, в одной общей братской могиле, над которой был установлен памятник. Чтобы помнить. Память о Крымской войне осталась не только в Севастополе. Эта война оказалась тактически важной для императора Франции Наполеона III (1808 — 1873). Чтобы разрядить не выгодное ему политическое положение в стране, требовались военные победы. Восточная война такие победы принесла. Их тут же постарались закрепить в виде топонимов. Одну из центральных улиц Парижа, которая идет от центра на север, к Восточному вокзалу, в 1855 году назвали  Севастопольским бульваром (Boulevard de Sébastopol). На северо-востоке Парижа появились улицы Крымская (Rue de Crimée) и Евпаторийская (Rue d'Eupatoria), а также мост Альма (Pont de l'Alma) в честь еще одной победы союзных войск около крымской реки Альма.  Рядом с мостом Альма находится площадь Альма (Place de l’Alma). В путепроводе под этой площадью погибла в автомобильной катастрофе принцесса Диана. В 16-м округе Парижа находится маленькая улица Трактир (Rue de Traktir), названная в честь моста Трактир на Черной речке, которая впадала в Севастопольскую бухту. У этого моста также состоялось одно из сражений во время обороны Севастополя.
Здесь же, в 16-м округе, проложен Малаховский бульвар (Avenue de Malakoff). Улицы с аналогичными названиями имеются в нескольких других французских городах. А в окрестностях Парижа расположен целый небольшой город Малакофф (Malakoff). Из центра французской столицы сюда можно добраться на метро.
Этот городок назван не в честь возвышенности в далеком Севастополе, а в честь французского военачальника Жан-Жака Пелисье (Aimable Jean Jacques Pélissier; 1794—1864). На заключительном этапе Крымской войны Пелисье командовал французскими войсками и, в частности, взятием Малахова кургана, а затем Севастополя. Именно поэтому его военные заслуги были отмечены особо. В июле 1856 года Пелисье получил титул герцога Малаховского (duc de Malakoff).
А ведь есть еще швейцарская закуска под названием «malakoff», панированные шарики из жареного сыра. Закуска эта популярна в западной части Швейцарии и на берегу Женевского озера. Говорят, что ее придумали швейцарцы, служившие во французской армии и побывавшие в середине 19-го века под Севастополем. Остроумные солдаты сравнивали эти горячие шарики с ядрами, сыпавшимися на них с оборонявшегося Малахова кургана.
И только малайзийская электрическая компания «Malakoff» никакого отношения к Малахову кургану не имеет.

Статья опубликована на сайте Школа жизни
и в Живом Журнале
Статья опубликована на сайте Школа жизниПолезные ссылки:
  1. Происхождение названия Малахова кургана в Севастополе
  2. Малахов, Михаил Михайлович
  3. Герцог Малаховский в Википедии
  4. Крымские имена в Париже
  5. Крым в Европе
  6. К. Гайворонский. Первая крымская медиавойна

Комментарии